Доступність посилання

ТОП новини

Нужно создавать антипутинскую коалицию по примеру антигитлеровской – дипломат


Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.

(Друкуємо мовою оригіналу)

Доклад международной группы расследователей о крушении рейса MH17 в небе Донбасса заставил мир снова говорить о юридических механизмах привлечения виновных к ответственности. 29 июля прошлого года Россия наложила вето на решение Совета безопасности ООН о создании международного трибунала по расследованию катастрофы. Остается два варианта – судебный процесс в Украине, Нидерландах, Малайзии или Австралии, а также Международный криминальный суд в Гааге.

Но, может быть, миру получится разблокировать российское вето даже в ООН, если Россию или ее граждан таки признают виновной в теракте?

О своем видении возможного решения ситуации в эфире радиопрограммы «Донбасс.Реалии» рассказал чрезвычайный и полномочный посол Украины, судья Международного криминального трибунала по бывшей Югославии (2001-2005), юрист-международник Владимир Василенко.

– Мы помним, как в прошлом году Россия заблокировала создание международного трибунала для расследования этой катастрофы. Осталось только два варианта – национальные юрисдикции (Украина, Нидерланды, Австралия...) и Гаагский трибунал – международный криминальный суд. Какой Вы видите дальнейший сценарий после окончательного результата расследования?

–​ Господин Лавров (глава МИД России – ред.) исключил возможность наказания виновных в самой России. Это был бы лучший выход для России, чтобы они признали, что ЗРК «Бук» уничтожил гражданский самолет, наказала непосредственных виновных и выплатила компенсации. Это сняло бы ответственность России как государства и способствовало бы улучшению имиджу России. Но они стоят на своем: шантажируют, запугивают, фальсифицируют, дезинформируют международное сообщество.

– Очевидно они не изменят свою линию поведения в будущем.

Гипотетически можно было рассчитывать, что они могут выдать этих людей.

– Да. Гипотетически можно было рассчитывать, что они могут выдать этих людей. Когда в январе месяце следующего года следственная группа назовет имена конкретных виновников. Тоже остается вариант, что Россия выдает людей – непосредственных исполнителей преступления для того, чтобы они предстали перед национальным судом, например, Нидерландов или в Украине как государстве, на территории которой было совершено это преступление.

– Такие компромиссные сценарии.

– Я еще раз говорю, эти сценарии пошли бы на пользу России. Но Россия уперто проводит свою линию на шантаж и на обман. Тем самым она увеличивает свою вину. И тут уже должна идти речь не только об уголовной ответственности конкретных лиц, а про ответственность России как государства. И уголовную ответственность высшего руководства России, которое проявляет откровенное нежелание наказания лиц, совершивших военное преступление.

– Но самое интересное узнать, какие же все таки рычаги есть у Запада для того, чтобы привлечь отдельных личностей или руководство России, если ее вина будет признанна, к ответственности? Приводят пример Ливии, сбившей американский самолет.

Это нужно рассматривать в контексте поведения России вообще

– Ливия тогда была подвержена международным санкциям. И в конце концов санкции сработали. Но Ливия не совершала акта агрессии против Британии или против США. Я бы предлагал рассматривать ситуацию с уничтожением гражданского самолета просто, как отдельную ситуацию. Это нужно рассматривать в контексте поведения России вообще. В контексте агрессии против Украины. Это составляющая российской агрессии, элемент российской агрессии против Украины. Который, с точки зрения международного права, квалифицируется как военное преступление и преступление против человечности.

– Но это еще и доказательство военной агрессии России против Украины.

– Конечно. Это одно из подтверждений военной агрессии России. Того, что вооруженными силами нарушили государственную границу Украины, вторглись и использовали свой зенитно-ракетный комплекс.

– Ситуация в истории беспрецедентная. Постоянный член Совета безопасности ООН подозревается в теракте. Возможно ли, хотя бы теоретически преодолеть право вето России и судить Совбезом ООН?

Правительство Нидерландов достаточно серьезно отнеслось к этой проблеме

– С точки зрения правовой и юридической это невозможно. Россия в соответствии с Уставом ООН имеет право вето, и она заветировала, как вы правильно сказали, одобрение решения о собрании международного уголовного трибунала и дополнения к этому решению – там был разработан устав этого трибунала уже. Какой может быть возможность? Рассмотрение в национальных судах. Правительство Нидерландов достаточно серьезно отнеслось к этой проблеме, там погибло много граждан Нидерландов и они активно содействовали созданию этой следственной группы. Предоставили все данные.

– Если пофантазировать и представить себе, что суд Нидерландов определил 30 виновных. Из них 15 человек – офицеры российской армии, 15 человек – боевики. И, допустим, ответственным – министра обороны России Шойгу или даже Владимира Путина. Что им от этого?

Там есть иррегулярные вооруженные формирования российской армии

– Нужно использовать юридические механизмы и принимать меры для того, чтобы эти механизмы сработали. И вообще не стоит говорить не о каких сепаратистах. Там есть иррегулярные вооруженные формирования российской армии. Так называемые наемники и сепаратисты – это контингент, который входит в вооруженные формирования Российской Федерации. Россия их финансирует, контролирует, вооружает, командует. Фактов более чем достаточно. Есть Резолюция Генеральной ассамблеи ООН 1974 года про определение агрессии. Там есть пункт, который квалифицирует наемников. Приведение к ответственности нужно рассматривать в более широком контексте. Этот отказ России наказать виновных является правовым основанием для ожесточения международно-правовых санкций. И если западные демократии серьезно относятся к защите своих национальных интересов, то они должны воспользоваться этой возможностью и намного эффективнее применить санкции к Российской Федерации для того ,чтобы принудить к наказанию виновных или их выдаче.

Еще одна возможность – задействовать возможности Международного уголовного суда. Дело в том, что 4 февраля 2015 год Верховная Рада приняла решение о признании юрисдикции Международного криминального суда относительно ситуации вызванной российской вооруженной агрессией и военными преступлениями вызванными этой агрессией. Так вот суд как-раз сейчас рассматривает это дело. И уничтожение малайзийского самолета можно выделить в отдельное производство в этом деле. И прокурор этого суд может абсолютно элементарно с соблюдением всех норм права заняться этим делом. Была бы, снова таки, политическая воля западных демократий.

– Но и тут есть слабое место. Ведь Международный криминальный суд в Гааге не имеет механизмов для исполнение наказаний. Он полагается на национальные системы. В данном случае – на российскую правоохранительную систему.

– Сначала должны быть использованы возможности национальной юридической системы. Но если государство не в состоянии или не желает наказать лиц, виновных в совершении преступления, то тогда вступает в силу механизм Международного криминального суда. Тут как раз этот случай. Тут нужно, чтобы позицию заняли западне государства.

– Вынесут приговор. И что дальше?

– Прокурор суда составляет обвинительный акт и вызывает подозреваемых в Гаагу. Он формально обращается к подозреваемым и они не являются. Тогда прокурор суда выдает ордер на их розыск и арест. И будет задействован механизм сотрудничества государств-сторон Римского устава и их сотрудничества с Интерполом. На розыск и арест этих лиц.

– Допустим разыскивают министра обороны России...

– Опять таки. Россия отказывается это сделать, тогда, я подчеркиваю, это уже повторное преступление. Отказ нести ответственность за преступление – это повторное преступление, которое является основанием для применение принудительных мер в виде международно-правовых санкций. Россия за годы показала себя, как преступное государство. И на этом основании нужно создавать антипутинскую коалицию по примеру антигитлеровской коалиции и применять меры. Не вооруженные, конечно. Но экономический потенциал Запада такой, что он может поставить Россию на колени.​

ВЫПУСК ПОЛНОСТЬЮ:

(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)

ВИБІР ЧИТАЧІВ

ФОТО ТА ВІДЕО

XS
SM
MD
LG