Процессами над украинцами Кремль пытается влиять на политическую ситуацию в Украине – Яхно

Петр Порошенко и адвокаты Надежды Савченко

Всё заранее предопределено, но многое зависит и от личности судьи

(Друкуємо мовою оригіналу)

Политические процессы над украинцами в России Кремль использует как способ влияния на внутриполитическую ситуацию в Украине и на её расшатывание, считает политический эксперт Олеся Яхно.

А по рассказам журналиста российской редакции Радио Свобода Антона Наумлюка, в этих процессах всё заранее предопределено, но многое зависит и от личности судьи.

Об этом они рассказали в эфире радиопрограммы «Донбасс.Реалии».

По данным российской правозащитной организации «Мемориал», в тюрьмах России остаются еще 20 украинцев, обвинения против которых носят политический характер. Украинская же инициатива «LetMyPeopleGo» говорит о почти 30. Как бы то ни было, у всех этих процессов масса общих черт: подозрения в давлении на присяжных, подтасовке фактов дела и пытках обвиняемых. Всё это часто российское правосудие даже не пытается скрывать.

Судья, который заявлял, что применял законы шариата в Чечне, очень этим гордился

«Во время процесса над Сенцовым и Кольченко судья не вызывал нареканий, он был максимально лоялен, он не позволял себе хамского выпада в сторону защиты или обвиняемых. При этом мы все прекрасно понимали, что результат предопределён и будет обвинительным. Процесс же в Грозном, где судили Николая Карпюка и Станислава Клыха, – совсем другая история. Судья, который заявлял, что применял законы шариата в Чечне и очень этим гордился, если судить по внешним наблюдениям, то он намеренно провоцировал и адвокатов и подсудимых на то, чтобы они вели себя очень агрессивно. После многочисленных стычек, споров и оскорблений со стороны судьи он, кроме вынесения приговора Карпюку и Клыху, вынес частное определение адвокатам и обратился в Коллегию адвокатов для того, чтобы вообще лишить их статуса. Настолько он пытался их растоптать, это было заметно и смотрелось совершенно дико», – рассказывает Антон Наумлюк.

Антон Наумлюк

По его рассказу, Станислава Клыха пытали 2 месяца, и у него только недавно начали заживать раны от электричества на руках и ногах. Вероятно, с этим и связано его зачастую необъяснимое и неадекватное поведение. При этом экспертиза показала, что он вполне вменяем.

Карпюка пытали всего несколько дней

«То, что вы видите, это последствие пыток, последствие года пребывания в тюрьме, в СИЗО, которое названо «российское Гуантанамо», СИЗО, в которое просто привозят людей, чтобы пытать. Карпюка пытали всего несколько дней, а подписал он все признательные показания после того, как ему доказали, что могут сделать то же самое и его сыну. Ему показали, что знают, как его сын ходит в школу, с кем общается. Вот такая слежка. В Украине. Клыху не повезло. Долго держался, не ломался, его пытали электричеством», – говорит журналист.

Однако происходящие процессы он называет необъяснимыми с точки зрения логики. Как один из таких нелогичных фактов он приводит то, что на на них абсолютно игнорируются и не берутся в расчет доказательства, полученные на территории Украины или предоставленные украинской стороной.

В дело Савченко попало только то, что пришло до марта

«По всем делам, на которых я присутствовал, следователь официально обращался к украинской стороне за юридической помощью: опросить свидетелей, прислать документы, справки. И никакие из этих документов в сами материалы дела не попадают. В дело Савченко попало только то, что пришло до марта, а потом какая-то концепция в Следственном комитете изменилась. Объясняют это тем, что собраны они не процессуальным путем. А это всё доказательства невиновности всех тех, кого судили в России из украинцев. У Клыха принесли зачётку (оригинал), в которой стоят зачеты за экзамены в те дни, когда он якобы воевал в Чечне. У Надежды Савченко это несколько сотен страниц документов, но их не приняли», – описывает сложность ситуации Антон Наумлюк.

Олеся Яхно

Олеся Яхно отмечает, что в условиях гибридной войны процессы над украинскими политзаключёнными имеют абсолютно рациональный и циничный расчет.

Ему неоднократно предлагали отказаться от украинского гражданства

«Они несут перед собой три цели. Цель номер один – это действительно использовать заложников, как в России, так и на оккупированной территории, с точки зрения шантажа, обмена по тем или иным вопросам. В частности, по политической части Минских соглашений. Второе – это способ дискредитации украинской власти и украинских политиков. Мы неоднократно видели, как тот же обмен Надежды Савченко срывался, и мы понимаем, что после того, как об этом говорили в ходе минских переговоров, такая договоренность была достигнута. И показать, что президент обещает, но не выполняет – тоже цель. И третья цель – деморализация украинского общества. Солошенко, когда вернулся в Украину, заявлял, что ему неоднократно предлагали отказаться от украинского гражданства, говорили, что страна о нём забыла, и, приняв российское гражданство, он перейдёт от статуса обвиняемого к статусу свидетеля», – говорит она.

Однако во многом расчёт на использование заложников со стороны российского руководства, по мнению Яхно, не сработал. Санкции против России, в любом случае, будут продлены.

«Внутри же Украины наибольший расчёт идет на дискредитацию политического класса в целом. Целью со стороны России, как и вопросы амнистии, выборов, изменений в Конституцию, может быть влияние на внутриполитическую ситуацию в Украине, дискредитация политического класса. И здесь, как мы видим, это работает», – считает политический эксперт.

(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)