Украинские регионы очень разные, но в каждом люди носят вышиванки – Хутка

Если жители Востока Украины патриотизмом считают уважение ко власти и уплату налогов, то Запада – использование украинского языка. Об этом говорит соцопрос Фонда Деминициативы и Центра Разумкова ко Дню соборности Украины на подконтрольной территории страны. Удалось ли к 2020 году преодолеть двойственность Украины – в ее ориентации на Россию и на Запад? Откуда взялся гражаднский характер любви к родине на Востоке – и почему его не разделяют на Галичине? И что сегодня объединяет жителей ОРДЛО с жителями остальной Украины?

Об этом в эфире Радио Донбасс.Реалии говорили экспертка Киевского международного института социологии (КМИС) Светлана Хутка и блогер, глава аналитического центра Донбасский институт региональной политики Энрике Менендес.

– Светлана, если в целом проанализировать этот соцопрос ко Дню соборности, соцопросы, которые проводит ваша организация, можно ли сказать о каких-то маркерах, что сейчас объединяет украинскую нацию?

Светлана Хутка: Когда речь идет об отношении к независимости страны, это то, что объединяет 98% населения по многолетним опросам Киевского международного института социологии. Тема независимости очень важна для всех регионов. Да, там есть определенные региональные отличия.

Когда говорим о том, как определяется патриотизм, там есть разница, но 80% населения говорит, что это любовь к стране, в первую очередь.

Светлана Хутка, экспертка Киевского международного института социологии (КМИС)

– А разве это и не является патриотизмом?

Светлана Хутка: Патриотизм также предполагает, что есть определенный набор гражданских обязанностей, которые вы готовы выполнять.

64% населения готовы защищать свою страну с оружием в руках. При чем, есть исследования, которые проводились Мировым исследованием ценностей (World Value Survey) в 2006-м, 2010-м, 2012 году, и для Украины тогда тоже в среднем был высокий процент людей, примерно 50-64% готовых были защищать свою страну.

Если обратиться к региональной разнице, то в западном регионе приоритетами патриотизма является общение государственным языком, в других регионах эта составляющая менее существенна. Но такая составляющая как экономический патриотизм и отношение к авторитетности власти, гораздо важнее для восточного региона. Потому что уважение к власти гораздо важнее, в сравнении с другими регионами, 41% населения. И оплата надлежащих налогов – 41% населения восточного региона считает, что это очень важно, когда в южном регионе – 36% украинцев, а дальше существенно меньше: 25% – в центральном, 24% – в западном регионе.

– На вопрос о том, что для вас патриотизм, в целом, украинцы говорили, что это любовь к своей стране – 80%, готовность защищать свою страну с оружием – 64%, воспитание детей в любви и уважении к своей стране – 58%, соблюдение законов страны – 56%, знание истории своей страны, ее культуры – 51%. Нельзя сказать, что украинцы – более романтическая нация, культурно-историческая общность, чем общность, которая готова жить по правилам вместе?

У нас есть много областей, культурных регионов, разная экономическая составляющая регионов. Но в каждом из них люди носят вышиванки
Светлана Хутка

Светлана Хутка: Нет. С одной стороны, можем говорить про якобы разделенный Восток и Запад, хотя это слишком яркая метафора, которая не имеет отношения к реальности. Мне больше нравится выражение Ярослава Грицака, что у нас не две Украины, а 32 Украины.

Я использую другую метафору. У нас есть много областей, культурных регионов, у нас разная экономическая составляющая регионов. Но в каждом из них люди носят вышиванки. Они по узорам, цветам будут очень отличаться. Но это все вышиванка. Поэтому у нас достаточно слитное экономико-культурное состояние многих областей, в формате одной стране.

– Касательно вопроса уважения к власти – 42% в восточном регионе, считают, что это составляющая патриотизма. Гораздо больше, чем в остальных регионах и всего 16% в западном. Откуда такая градация с Запада на Восток? Для галичанина любовь к Украине – это использование украинского языка, а для жителя Востока Украины – это уважать свою власть.

Светлана Хутка: Я бы высказала гипотезу, что это можно объяснить дистанцированностью от центральной власти в целом какой-то психологической. Которая сложилась исторически потому, что разные регионы в разные периоды пребывали под разного уровня авторитарности власти. Например, часть Южной и Западной Украины были обратно присоединены в общую структуру в 1939 году. И это существенно ограничило их права, соответственно, они чувствовали большую дистанцию к власти.

С другой стороны, если взять Центральную и Восточную Украину, то многие говорят, что они менее патриотичны, менее украиноцентричны. Нет. Из них гораздо жестче и дольше выбивали любовь к Украине.

– Энрике, что для вас украинский патриотизм?

Энрике Менендес: У меня появилась мысль, что у нас медиа достаточно сильно влияют на понятие патриотизма, картинка очень сильно упрощается. Многие люди до 2014 года не задумывались об этих вопросах и никто не задумывался о том, какая у человека есть идентичность.

Если отвечать на этот вопрос лично, то для меня патриотизм связан с гражданством. Понятно, что человек, которого зовут Энрике Менендес может не быть этнически чистым украинцем. Но я родился и вырос в Украине, моё взросление пришлось на период, когда Украина стала независимой, мой первый и единственный паспорт гражданина Украины. С получением паспорта любой гражданин получает какой-то набор обязанностей и прав. Для меня патриотизм связан с тем, что ты являешься законопослушным гражданином, активно участвуешь в том, что называется общественной жизнью.

– У вас прикладной характер патриотизма, свойственен для жителей Восточной Украины. Как вы себе объясняете, что на Западе Украины больше говорят о том, что патриотизм для них – это использование украинского языка или абстрактная любовь к своей стране?

Энрике Менендес: А я не зря сказал о том, что у нас на понятие патриотизма сильно повлияли медиа. Они сделали штампованные картинки, что патриот обязан говорить на украинском языке. И если человек русскоязычный, это не значит, что он не патриот своей страны.

Люди были приучены к определенному иерархическому мышлению. Уважение к властям здесь сформировалась сильнее
Энрике Менендес

Меня заинтересовала теория Светланы о том, почему в разных регионах по-разному относятся к уважению к государственной власти. У меня есть альтернативная точка зрения, почему на Востоке так сложилось. Если брать мою родную Донецкую область, то количество городского населения по отношению к сельскому здесь – 90 к 10. То есть, 90% жителей Донецкой области живут в городах. Это самый высоко урбанизированный регион Украины.

Города Восточной Украины – это индустриальные города, жизнь которых длительное время организовывалась вокруг заводов. Люди были приучены к определенному иерархическому мышлению. Уважение к властям здесь сформировалась сильнее, чем в сельских регионах, которые могли быть более обособленными.

– 81% украинцев по всей стране считают, что украинский язык должен быть ключевым для независимой Украины. 95% – на Западе, 86% – в Центральной Украине, 71% – на Юге Украины, 64% – на Востоке Украины.

Светлана Хутка: Совершенно верно. Берем идентичность, 75% населения определяют себя как граждане Украины. И украинское гражданство – это не обязательно этническое происхождение по крови, это отсталые теории прошлого. Это определяется гражданством, отношением к стране и готовы ли вы здесь платить налоги, строить свой бизнес, воспитывать детей.

– А как объясняется этот патриотизм по поводу того, что человеку выдали украинский паспорт?

У меня есть социальный контракт с моим государством и если не устраивают его условия, нужно поменять государство
Светлана Хутка

Светлана Хутка: Есть разные варианты трактовки гражданского определения национальности. И есть такая позиция, особенно в таких странах как США или Канада, что у меня есть социальный контракт с моим государством и если не устраивают его условия, нужно поменять государство. Поменять можно в двух вариантах: или ты меняешь его изнутри, или переезжаешь в другую страну. И это тоже нормальное отношение к обстоятельствам своей жизни.

– А в Украине получился третий вариант на Донбассе – отсоединиться от этой страны?

Светлана Хутка: В 2014 году Киевский международный институт социологии по заказу «Зеркала недели» проводил огромное репрезентативное детальное исследование именно для Юго-Восточного региона – отношение к Украине и России. Да, там более лояльно относились к России, как и в целом в стране, но там никогда не было заметного желания присоединяться к России. И там был интересный фактор, что именно в тех регионах и районах, которые были ближе к Крыму, а он на тот момент уже был оккупирован, был колоссальный всплеск позитивного отношения к евроинтеграции и вступлению в НАТО.

– Энрике, с вашей точки зрения, есть ли на неподконтрольной части Донбасса украинские патриоты?

Энрике Менендес: Конечно, на неподконтрольных территориях живет огромное количество как этнических украинцев, как и тех, кто продолжает себя идентифицировать и со страной Украина и с государством Украина. Подавляющее большинство жителей, которые живут на неподконтрольных территориях Донбасса, являются носителями паспорта гражданина Украины, а это автоматически означает, что они являются носителями всех гражданских прав, которые, к сожалению, они не могут получать в полной мере.

ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК РАДИО ДОНБАСС.РЕАЛИИ:

(Радіо Донбас.Реалії працює по обидва боки лінії розмежування. Якщо ви живете в ОРДЛО і хочете поділитися своєю історією – пишіть нам на пошту Donbas_Radio@rferl.org, у фейсбук чи телефонуйте на автовідповідач 0800300403 (безкоштовно). Ваше ім'я не буде розкрите)