Доступність посилання

ТОП новини

«Убитая» природа Донбасса: кто за это ответит?


Иллюстративное фото
Иллюстративное фото

(Друкуємо мовою оригіналу)

З8 природно-заповедных территорий в зоне АТО повреждены частично или полностью из-за военного конфликта на востоке Украины, говорят экологи. Кроме того, изменения произошли во флоре и фауне: все чаще встречаются непривычные для Донбасса животные и растения, а раритетные местные представители – исчезают. Кто ответит за пострадавшую от войны природу Донбасса и какой ущерб экологии региона уже нанесен? Об этом в эфире Радио Донбасс.Реалии рассказали координатор Центра документирования Украинского Хельсинского союза по правам человека Алексей Бида, а также старший научный сотрудник Национального научно-природоведческого музея Игорь Загороднюк.

– Мы привыкли говорить о страданиях людей. Насколько от конфликта страдает природа? Если провести параллели с человеческим организмом насколько все плохо?

Игорь Загороднюк: Каждый из нас в детстве получал ссадины и царапины. И все заживало. Но бывают случаи, когда все настолько избито, что организму не хватает сил уже бороться. Так и с природой. К примеру, в заповеднике «Меловая флора» местные специалисты насчитали 503 воронки от снарядов на 1200 гектарах. Кроме того, там огромное количество укреплений огневых позиций и траншей.

А как это все влияет на состояние экологии?

Игорь Загороднюк: Есть определенный лимит, сколько может выдержать природа. Если больше нарушений, то это приводит к тому, что экосистема неспособна восстанавливаться. Кроме того, во всех точках нарушений усиливается чужеродное био – завозимые растения, неместные животные.

Билборд в городе Кременная Луганской области (подконтрольная Киеву территория), 2 июня 2017 года
Билборд в городе Кременная Луганской области (подконтрольная Киеву территория), 2 июня 2017 года

Многие журналисты говорят, что Донбасс – это зона экологической катастрофы. Среди объектов, которые настораживают, шахта «Юнком» недалеко от города Енакиево, который сейчас под контролем группировки «ДНР». В 1979 году в шахте произошел подземный ядерный взрыв. И в свое время экологи указывали, что на этой территории надо постоянно откачивать воду, чтобы не загрязнить грунтовые воды. Сейчас больше всего тревожит экологов именно этот объект?

Алексей Бида: Отравление подземных вод в результате затопления шахт – это самая большая проблема, которая может появиться. Потому что все эти сточные воды пойдут в Кальмиус, в Северский Донец, а потом и в Азовское море. Это может привести к вымиранию каких-либо видов. Во всех шахтах, даже после закрытия, еще около 10-20 лет продолжают откачивать воду. Сейчас этот процесс приостановлен. Уровень вод в шахтах повышен.

Очень большое количество леса сгорело. Есть участки, где по несколько тысяч гектаров выгорело, а есть – и до 10 тысяч
Игорь Загороднюк

Игорь Загороднюк: На самом деле явлений, которые можно оценивать только как негативные, очень много. В результате обстрелов и отсутствия каких-либо лесных охранных служб очень большое количество леса сгорело. Есть участки, где по несколько тысяч гектаров выгорело, а есть – и до 10 тысяч.

Изменилась флора и фауна. А нужно понимать, если появляется один новый вид – исчезает один местный. А чаще всего это те виды, которые относятся к категории «раритетные» и есть только на этой территории.

На Донбассе уже сложно встретить лося. Произошла миграция диких коз и кабанов
Игорь Загороднюк

Сейчас вся природная территория в мире фрагментарная. То есть это такие определенные участочки, которые напоминают острова в океане. И у каждого этого участка своя неповторимая природа. Вот на Донбассе уже сложно встретить лося. Произошла миграция диких коз и кабанов. Полностью исчезли серые журавли и орланы белохвостые. А вот что творится с микрофлорой и микрофауной нам не известно.


Кто ответит за пострадавшую от войны природу Донбасса?​

Нести наказание будет тот, кто начал войну, а не тот, кто выпустил снаряд. Нам нужно доказывать агрессию России и тогда будет за все отвечать агрессор
Алексей Бида

Алексей Бида: Существуют определенные правила ведения войны. В таком случае все ландшафтные парки и заповедники попадают под особую охрану. Соответственно на этих территориях нельзя размещать войска, вести боевые действия. Иначе это нарушения международного гуманитарного права. Каждый случай рассматривается отдельно. Там учитывается пропорциональность нарушения (был ли важен этот удар в военном превосходстве), масштаб поражения, вред, который нанесен. Все это рассматривается Международным криминальным судом. Нести наказание будет тот, кто начал войну, а не тот, кто выпустил снаряд. Поэтому нам нужно доказывать агрессию России и тогда, независимо от того, чья сторона нанесла ущерб, будет за все отвечать агрессор.

Игорь Загороднюк: Сколько бы потом за это не заплатили, те изменения, которые произошли, они уже не вернут природу в прошлый вид. А природа Донбасса бесценна.


(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)

  • Зображення 16x9

    Денис Тимошенко

    Народився і виріс в Донецьку. Закінчив філологічний факультет Донецького національного університету імені Василя Стуса, магістр журналістики. У медіа – із 2008 року, співпрацював із газетами Донеччини. Після переїзду до Києва співпрацював із низкою всеукраїнських телеканалів як сценарист та журналіст. На Радіо Свобода – із січня 2016 року. Цікавлюся культурою, історією, документальним кіно.

  • Зображення 16x9

    Донбас.Реалії

    Донбас.Реалії – проєкт для Донбасу та про Донбас по обидва боки лінії розмежування. З 2014 року ми створюємо та добуваємо унікальний контент – ексклюзиви з окупованих міст і лінії фронту, відео й фото, мультимедійні репортажі, розслідування, радіо та телепрограми. 

    У соцмережах:

    – Facebook

    – Telegram

    – Instagram

    – Twitter

    – Телепроєкт Донбас Реалії на YouTube

    – Радіо Донбас Реалії на YouTube

ВИБІР ЧИТАЧІВ

XS
SM
MD
LG