(Друкуємо мовою оригіналу)
Проголосуют ли на выборах жители оккупированных территорий? Кто будет восстанавливать Донбасс? Сработают ли квоты на украинский язык для радио и телевидения? Кто виноват в конфликтах на постсоветском пространстве и можно ли доверять международным соглашениям? Эти темы обсуждали жители Донбасса.
Из-за войны между двумя частями региона прошла не только линия фронта, но и информационная граница. Проект Радио Свобода – Радио Донбасс.Реалии работает без линии разграничения: нам звонят и пишут жители как подконтрольной, так и неподконтрольной украинской власти части Донбасса.
Звоните нам по бесплатному номеру 0-800-300-403 по будням с 17:00 до 18:00 – в прямой эфир, в неэфирное время – на автоответчик). Пишите нам в социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook или на электронную почту DonbasRadio@rferl.org
О коренных народах Донбасса
Олег: «Если к грекам, которые живут на Донбассе, постучится война и «русский мир», сохранится ли их культура? Переедут ли они вглубь Украины? Или же их культура исчезнет?»
Все мои родственники и всё село – этнические украинцы
Татьяна, Счастье: «Вся моя родня испокон веков жила в Краснодонском районе, село Пахоменко – это практически граница с Россией, и там жили этнические украинцы. Все мои родственники и всё село – этнические украинцы. Даже после войны (Вторая мировая – ред.) у меня есть фотография отца, где он в вышиванке. Он учился в украинской школе».
О российско-американских отношениях
Трамп развязывает Путину руки
Олег: «Сложилось впечатление из того, как себя ведёт Трамп, что он развязывает Путину руки для того, чтобы вести масштабную войну на Донбассе. Мне кажется, что ничем хорошим это не закончится».
О международных соглашениях
Сергей, Донецк: «Международные договоры и так нарушаются Россией. Украине просто нужно все эти соглашения разорвать. Минские соглашения не работают. Разговаривать нужно президенту Порошенко и Путину».
О будущих выборах
Россияне сделали так, что российских политических сил никогда не будет в Украине
Слушатель, Луганск: «Россияне сами сделали так, что российских политических сил никогда не будет в Украине. Я не понимаю, на что они рассчитывают. Ведь нет Донбасса, и нет Крыма. Это всё равно, что оторвать от Америки штат Калифорния, демократия так не работает».
Александр, Донецкая область: «Прошлые выборы мы смотрели по телевизору. А в этот раз нас допустят к выборам? Мы же граждане Украины».
Татьяна, Краматорск: «Моей маме 92 года, у неё не было возможности проголосовать. Раньше как-то на дом с урночками приходили, так как у нас в подъезде не один такой человек. Она бы тоже могла принять участие в выборах».
Слушатель, Константиновка: «С начала конфликта и по сегодняшний день на нашей территории ни разу не проводились выборы вообще. Наше мнение не интересует политиков. Хотя мы жители украинской территории, и у нас нет боевых действий всё это время. Но мы не участвовали в местных выборах, и в выборах в Верховную Раду, ни в выборах президента. Почему нарушают наши конституционные права и не дают нам выразить свою точку зрения на этих выборах?»
Виктор, Кременское: «Украина обречена быть федеративной. Раньше была автономная республика Крым, а теперь будет особый статус у Донбасса – это объективная реальность. Можно любить россиян или ненавидеть Россию, но это объективная реальность. Надо идти и договариваться с лидерами оккупированной части Донбасса, потому что каждый день гибнут люди».
О восстановлении Донбасса
Олег: «Ещё несколько лет, и большинство шахт на Донбассе просто будут затоплены. Если брать Россию, где такие же шахтные выработки есть – там города просто уходят под землю. Не кажется ли вам, что Донбасс может ждать та же участь? Выработки наполнятся ядовитой водой, к тому же радиоактивной. Реально ли восстановить Донбасс таким, каким он был раньше?»
Микола: «Ви тут кажете, що частину жителів Донбасу взяли у заручники. Та не частину – всю Україну. Навіть ті ж Сенцов і Кольченко – це представники незламних і стійких, що стикаються з цією жорстокою системою безпосередньо».
О российско-грузинской войне
Слухачка, лінія розмежування: «В 90-х почали підігрівати конфлікт між Вірменією та Азербайджаном у Нагірному Карабаху. Я тоді була там, на тих територіях, незрозуміло було, що відбувається. А далі – Чечня, Грузія. Куди не кинь – усюди знайомі вуха визирають».
О квотах на украинский язык в эфире
Слушательница, Донецк: «Я считаю, что это правильно, что 75 процентов вещания должно быть на украинском языке. Все отлично понимают украинский язык, а кому не нравится, тот может не слушать. Они и так не будут слушать, даже если им на русском Украина будет вещать. Поэтому вещание должно быть только на украинском языке. Люди хотят смотреть и слушать украинские каналы. А даже если Россия начнёт им вещать на украинском языке, то их всё равно не будут слушать – никому это не нравится».
ПОСЛЕДНИЙ ЭФИР РАДИО ДОНБАСС.РЕАЛИИ:
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)