Доступність посилання

ТОП новини

Враги или свои? Как Грузия относится к жителям оккупированных территорий


Пункт пропуска Ингури между Грузией и Абхазией
Пункт пропуска Ингури между Грузией и Абхазией

(Друкуємо мовою оригіналу)

Первый тост в Грузии традиционно поднимается за мир. Но как достигнуть мира, когда страна за 25 лет пережила две войны и имеет два оккупированных региона? Радио Донбасс.Реалии выяснило, как Грузия проводит политику примерения, и как сами грузины относятся к жителям оккупированных регионов, Абхазии и Южной Осетии. Платят ли грузинские пенсии, дают ли льготы и считают ли грузины «своими» жителей Абхазии и Южной Осетии?

К беженцам из Абхазии и Южной Осетии всегда хорошо относились как правительство, так и местные, рассказывает Михаил Элбакидзе, сотрудник общественной организации «Абхаз-Интерконт». Михаил сам – беженец из Абхазии. Когда началась война, ему было 5 лет, с тех пор в родном Сухуми он не был.

Михаил Элбакидзе
Михаил Элбакидзе

«Даже в начале, в 92-м году, когда конфликт начался в Абхазии, жители городов Кутаиси и Тбилиси всех поддерживали. А в данный момент люди, которые там живут, свободно приходят сюда», – говорит Михаил Элбакидзе.

Жители Абхазии и Южной Осетии могут беспрепятственно заезжать в остальную Грузию, и люди этой возможностью активно пользуются.

«Часто можно встретить в Тбилиси или Кутаиси машины с абхазскими номерами, в основном, возле границы в Самигрельском регионе. Они приезжают, и тут много чего закупают. Все на это нормально смотрят. Правительство делает крупные программы в отношении жителей, которые остались на тех территориях. Один из крупнейших проектов – это здравоохранение. Для жителей Абхазии и Южной Осетии очень много льгот. Здесь им жизни спасают. Потому что им либо в Россию ехать, а там дорогая медицина, поэтому они едут сюда. То, что я знаю от них, – там они не могут хорошо говорить про грузин, потому что потом у них будут проблемы. Если они скажут, что хотят жить с грузинами, то их будут притеснять», – рассказывает Михаил Элбакидзе. На грузинской земле ждут возвращения жителей неподконтрольных территорий, говорит он.

Мост между Грузией и Абхазией, май 2018 года
Мост между Грузией и Абхазией, май 2018 года

Кроме здравоохранения, Грузия предусмотрела ещё и льготы в образовании для жителей Абхазии и Южной Осетии, рассказывает политолог Георгий Канашвили. Ведь грузинское образование – один из шагов к объединению страны, считает он.

Общество относится к этим людям толерантно, даже поощряется такая политика со стороны государства
Георгий Канашвили

«Если молодые люди в Цхинвали или Сухуми хотят получить качественное образование в Тбилиси или других городах Грузии, то они освобождаются от оплаты. Есть ещё льготы, связанные с паспортами. Если они берут грузинские паспорта, то могут получать пенсию и другие услуги, которые предлагаются всем гражданам Грузии, так как мы считаем их своими гражданами. К сожалению, они не все сервисы используют. Общество относится к этим людям довольно толерантно, даже поощряется такая политика со стороны государства. Не знаю, какая была бы позиция, если бы их количество относительно остального населения Грузии было бы таким высоким, как в случае Украины».

Георгий Канашвили
Георгий Канашвили

«Оккупированного населения» в Грузии намного меньше, чем у Украины

Население обеих оккупированных территорий Грузии – в районе 250 тысяч, поэтому льготы и выплаты – не такие уж и высокие затраты для страны, отмечает Георгий Канашвили.

«Это такая soft power (мягкая сила – ред.) по отношению к населению, если будет возможность в долгосрочном контексте увидеть изменения их политических действий», – говорит он, но отмечает и тот факт, что на жителей оккупированных территорий идёт давление со стороны так называемых властей Абхазии и Южной Осетии.

«Есть два типа давления на жителей оккупированных территорий: одно – это общественное давление на тех, кто хочет иметь больше контактов с остальной Грузией. Плюс идёт давление так называемых местных властей абхазских и осетинских, которые всячески стараются ограничить отношения между Грузией и людьми на тех территориях. Кроме того, есть ещё и другой тип давления – давление от российских спецслужб и медиа. Есть много вбросов о том, что грузинские спецслужбы вербуют людей с тех территорий», – говорит Георгий Канашвили.

«Образ врага начал стираться спустя 25 лет»

Главное в отношениях с населением Абхазии и Южной Осетии – выстроить доверие и нейтрализовать образ врага, говорит Алу Гамахария, директор неправительственной ассоциации «Мирный деловой Кавказ».

Наша главная задача – строить доверие и способствовать миру, не отходя от своей главной цели – воссоединиться
Алу Гамахария

«Мы уже больше 15 лет занимаемся миротворческим направлением с оккупированными территориями. Наша главная задача, работая с людьми с оккупированных территорий – строить доверие и способствовать миру, не отходя от своей главной цели – воссоединиться. Жизнь показала, что торопить ничего не надо, тем более, очень много факторов работает против этого, учитывая роль России в этом конфликте. Но спустя 25 лет с момента острой фазы войны в Абхазии образ врага начал стираться. Тогда ведь мы стреляли друг в друга и пролили кровь. Смерть одного человека моментально влияет на настроение общества. А когда несколько тысяч погибает во время войны – это очень большая трагедия. Поэтому образ врага остаётся. И наша главная цель – смягчить конфликт, нейтрализовать образ врага и восстановить доверие. Для этого нужно строить как можно больше контактов между людьми с той и другой стороны. Нам не надо организовывать встречи в Париже или Нью-Йорке, эти люди приезжают сюда, мы их принимаем как самых близких людей и общаемся. Это хороший механизм. Благонастроенные люди возвращаются в свой социум и там уже настраивают своих близких. А учитывая, что против нас работает российская пропаганда, это хороший показатель, когда после визитов в Грузию эти люди рассказывают на оккупированных территориях о плюсах нашей страны. И если пойдёт так и дальше, то через 5-6 лет в Абхазии и Южной Осетии не останется ни одного человека, который будет считать грузин врагами», – говорит Гамахария.

Алу Гамахария
Алу Гамахария

Российская политика с колючими проволоками и танками – не политика будущего – Цихелашвили

В отношении России вопрос ставится о деоккупации территорий, но в отношении населения – в Грузии политика исключительно диалога и примирения, говорит Кетеван Цихелашвили, госминистр Грузии по вопросам примирения и гражданского равноправия.​

На этой территории сейчас 100 километров колючей проволоки
Кетеван Цихелашвили

«Мир для нас является приоритетом. Жизненно важным. У этой мирной политики 2 главных направления. Одно направление – по отношению к России, и тут главная линия политики – деоккупация. Второе направление – это политика диалога и налаживание отношений с абхазами и осетинами, между теми общинами, которые сегодня разделяются колючими проволоками. После трагической августовской войны и российской оккупации 10 лет назад, на этой территории сейчас 100 километров колючей проволоки, которые разделяют сёла. Таких сёл более 60 только по направлению к Цхинвали, где соседи не могут друг с другом видеться. Это настоящая гуманитарная драма», – говорит Цихелашвили.

Кетеван Цихелашвили
Кетеван Цихелашвили

Новая программа «Шаг к лучшему будущему» была разработана правительством Грузии в последние недели. Она включает шаги в направлении торговли через линии разграничения, образования для жителей Абхазии и Южной Осетии (как в Грузии, так и за рубежом). Кроме того, для жителей неподконтрольных Грузии территорий облегчили доступ к разным сервисам, которые доступны остальным гражданам Грузии, включая и безвизовый режим с Евросоюзом, рассказывает Кетеван Цихелашвили.

«Многие граждане Грузии могут пользоваться безвизовым режимом и передвигаться на тысячи километров, а вот на оккупированных территориях люди не могут перемещаться на несколько метров, чтобы пожать руку друг другу. Это парадокс, который указывает на то, что российская политика с колючими проволоками и танками – это не политика будущего, у неё нет перспектив», – отмечает министр.

Число людей, которые переходят на контролируемые территории, возрастает каждый год, говорит Цихелашвили.

У нас очень много боли от конфликта, и от неё никуда не денешься
Кетеван Цихелашвили

«Настроение по отношению к этим людям совсем не вражеское, чего нельзя сказать о настроениях на той стороне. У нас очень много боли от конфликта, и от неё никуда не денешься. Но политика примирения для нас – это не возврат какой-то территории, это в первую очередь возврат друг к другу. Самый верный путь, чтобы наладить отношения – это рациональный интерес людей. Даже невзирая на то, что в последние годы россияне закрывают пункты пропуска с Абхазией и Южной Осетией, всё-таки число переходов и контактов возрастает», – рассказала Кетеван Цихелашвили.

Убедиться в том, что грузины ждут мира и возвращения Абхазии и Южной Осетии, можно на единственном пункте пропуска между Грузией и Абхазией. С территории подконтрольной Тбилиси на другой берег реки Ингури, разделяющей территорию, «смотрит» памятник револьверу, дуло которого завязано в узел. Местные жители говорят: это символ, что грузины не враги абхазам.

ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК РАДИО ДОНБАСС.РЕАЛИИ:

(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)

XS
SM
MD
LG