Доступність посилання

ТОП новини

«Меня не пустили домой». Карантин в оккупации и другие «приключения» украинцев в пандемию


Люди на блокпосту с ОРДЛО. Через пять дней линию разграничения закрыли
Люди на блокпосту с ОРДЛО. Через пять дней линию разграничения закрыли

(Друкуємо мовою оригіналу)

Они остались заблокированы в оккупации, хотя их дом – на свободной части Украины. У других счет времени шел на часы, чтобы найти «​попутку»​ и добраться на жизненно важную процедуру в больницу. А 90-летний переселенец в пандемию коронавируса ежедневно рискует, выходя в магазин и аптеку.

Радио Донбасс.Реалии рассказывает истории конкретных людей, жизнь которых сильно усложнилась из-за пандемии COVID-19. Мы также покажем, как их проблемы были – или не были – решены.

Виктория: Меня не пускают домой

Из-за закрытия КПВВ некоторые переселенцы, которые давно живут и работают на свободной части страны, остались отрезанными в оккупации. Их не впускают домой на подконтрольную территорию, так как формально – по регистрации – их дом в Донецке и Луганске.

Виктория работает и живет в Харькове. Она приехала в гости к родителям в Макеевку, но выехать домой из-за карантина не смогла. Женщину не пропустили на КПВВ, ведь у нее регистрация на оккупированной территории.

Я там работаю. Думала, что смогу объяснить, что постоянно проживаю в Харьковской области

«Я собиралась 17 числа выезжать обратно на работу. 16 марта я уже начала читать в интернете, что не выпускают, но я решила ехать. Ведь я там работаю, и в базах же видно, кто когда выезжал, думала, что смогу объяснить, что постоянно проживаю в Харьковской области. Я говорю им, что работаю в государственной организации, я работаю в школе. Мне сказали, что нужен оригинал справки. Я позвонила директрисе, она мне эту справку сделала и скинула по вайберу фотографию, но им так не подходит. Справка должна быть на руках», – рассказывает женщина.

По её словам, простоять на КПВВ пришлось 5 часов, но уехать всё равно не вышло. Ни ей, ни другим – на блокпосту она познакомилась с людьми, оказавшимися в похожей ситуации.

КПВВ Новотроицкое, 16 марта 2020 года
КПВВ Новотроицкое, 16 марта 2020 года

«Нас остановили на нулевом блокпосту, и дальше никто не пропускал. Просились, звонили на горячую линию в пограничную службу, а толку ноль. Со мной в очереди женщина была, у неё квартира разбомблена, она приехала (в оккупацию – ред.) 15 марта, ей позвонили соседи, сказали, что там что-то течёт, она приехала проверить. У неё есть своё жильё на территории Украины и с собой были документы на это жильё, но зарегистрирована она ещё здесь, не поменяла прописку».

Донецк 23 марта. Уже отменены концерты и спектакли, но рынки и торговые центры работают. По состоянию на вечер 27 марта российские гибридные силы утверждают, что больных коронавирусом на территории ОРДЛО нет
Донецк 23 марта. Уже отменены концерты и спектакли, но рынки и торговые центры работают. По состоянию на вечер 27 марта российские гибридные силы утверждают, что больных коронавирусом на территории ОРДЛО нет

В Государственной пограничной службе объяснили: сейчас решение о пропуске в порядке исключения принимает только командующий штаба ООС.

«Пограничники не устанавливают ограничений на пересечение линии разграничения. Такое право имеет только командующий Операцией объединённых сил. Соответственно, с 22 числа им установлены ограничения по пересечению линии разграничения, кроме жизненно необходимых случаев. Тогда в каждом отдельном случае может быть принято решение относительно того или иного человека», – рассказал Андрей Демченко, спикер государственной пограничной службы.

Пересечение закрыто. Исключения – только для гуманитарных и крайних случаев

По словам Демченко, за прошедшие сутки через линию разграничения пропустили вот в таком исключительном порядке 16 человек: 8 человек на неподконтрольную территорию и ещё восьмерых на подконтрольную. Всё, что может сделать Госпогранслужба, – это изучить документы и обратиться в штаб ООС.

В пресс-службе штаба ООС сообщили, что прописка больше не играет никакой роли, так как пункты пропуска закрыты – и точка.

«Пересечение закрыто. Исключения – только для гуманитарных и крайних случаев», – говорит Павел Ковальчук, пресс-секретарь Штаба ООС.

Критические ситуации – это лечение или смерть родственника

«Критические ситуации – это лечение или смерть родственника. Все это подтверждается справками. Если многодетная мать не успела выехать до закрытия КПВВ, то ей нужны документы, что её ждут дети. Каждый случай рассматривается на месте, и решения принимаются также на месте», – объясняет Ковальчук.

Кроме того, говорит он, если украинская сторона и пропустит человека, то нет гарантии, что его впустят или выпустят вооруженные формирования, подконтрольные России.

90-летний счастьинец: От стариков требуют не ходить по улице, а как купить еду?

Николай Моисеевич ходит в магазин сам – носит продукты себе и жене. Он переселенец из Луганска, сейчас живёт в Счастье, городке почти на линии разграничения. До отмены междугородних маршруток ему еще помогали дети, теперь доехать никто не может.

Говорит, что пока справляется собственными силами, но очень переживает, что если ситуация усугубится, то он и другие пенсионеры могут остаться без помощи и даже без еды.

Может, завтра и нельзя выйти будет

«Хотя мне 90 лет, я двигаюсь сам, хожу в магазин. А жена совсем еле ходит. Сейчас требование такое, чтоб не ходить по улице старикам. Может, завтра и нельзя выйти будет, но я вынужден, чтобы хоть хлеб купить и молока», – рассказывает мужчина.

Он, как и многие пожилые люди, растерян и не знает, куда обратится за помощью. Впрочем, дело не в Николае Моисеевиче: найти здесь что-то трудно и молодому «диджитализированному» человеку – на телефоны власти города Счастье нам так и не удалось дозвониться.

Счастье. Доска объявлений
Счастье. Доска объявлений

Как говорит Николай Рыжиков, ему не нужна благотворительность, он может позволить себе оплатить с пенсии подвоз продуктов или лекарств – правда не умеет делать заказы онлайн – но более всего 90-летний житель Счастья обеспокоен тем, что в городе есть одинокие старики, которые не смогут позволить себе такого. По его словам, пока никто из социальной защиты или волонтёров не предлагал ему помочь.

Было бы неплохо, чтобы номер телефона дали в магазин, если там волонтёры есть, которые развозят

«Я не знаю, куда обратиться, если будет совсем плохо, чтобы попросить хоть хлеба принести. Я бы хотел, чтобы помогли тем, кто не может двигаться. А таким, как я, – чтобы могли подвезти картошечку домой, водичку, мне тяжёлое уже не получается носить. Было бы неплохо, чтобы номер телефона дали в магазин, если там волонтёры есть, которые развозят. Или магазинчик бы приезжал к дому какой-то с аптекой, чтобы близко всё взять», – говорит Рыжиков.

Глава Луганской военно-гражданской администрации ​Сергей Гайдай заверил Радио Донбасс.Реалии, что без помощи такие люди не останутся, и в области идёт подготовка социальных работников для помощи пожилым и нуждающимся людям.

К концу недели уже будет отчет по количеству людей, которые нуждаются в помощи
Сергей Гайдай

«Соцзащита поставила это на свой контроль. К концу недели уже будет отчет по количеству людей, которые нуждаются в помощи. Также сейчас проверяется количество соцработников, которые будут оказывать помощь, ведь мы должны защитить не только стариков, но и социальных работников. Нужно понимать, сколько им нужно респираторов, перчаток и защитных костюмов. Штаб уже создан и вопрос на контроле», – сообщил Гайдай.

Сергей Гайдай на брифинге в Луганской администрации
Сергей Гайдай на брифинге в Луганской администрации

Также он рассказал, что пока активных волонтёрских направлений нет, скорее это частные инициативы людей – но каждый делает, что может.

«Свою двухмесячную зарплату я потратил, чтобы дополнительно докупить дозаторы в инфекционные отделения, и градусники для пограничников и военных. Могу сказать, что мы подготовлены к встрече с вирусом, но перестраховываемся и готовимся к худшему», – говорит глава Луганской ВГА.

Во время карантина в Украине самоорганизовались группы помощи пожилым, найти способ помочь вы можете здесь.

Муж пациентки: Сегодня их забрали прямо у подъездов

26 марта к подъездам домов, где живут пациенты гемодиализа в Дружковке, подъехал социальный транспорт, который отвез людей в больницу Краматорска на жизненно необходимую процедуру.

С остановкой междугороднего транспортного сообщения пациенты гемодиализа, химиотерапии и другой неотложной терапии оказались заблокированы дома. В Министерстве здравоохранения ответили, что вопрос должна решить местная власть.

«Начинается интенсивное общение с областями, мы собираем исчерпывающий перечень проблем», – сказал главный санитарный врач Украины Виктор Ляшко.

Заблокированными на тот момент уже два дня были пациенты из разных уголков страны, тогда как гемодиализ, например, отложить нельзя (его проходят три раза в неделю). Только в одном Запорожье из 191 пациента с почечной недостаточностью 86 приезжали автобусами и электричками из области.

Приехали прямо к подъезду, собрали больных и отвезли

Александр Богославский из Дружковки трижды в неделю возит свою жену на гемодиализ в Краматорск. Из-за остановки междугородних автобусов в его машине появились дополнительные пассажиры – больше везти их было некому.

И вот 26 марта область начала централизовано возить пациентов к месту лечения, рассказал Богославский.

«Сегодня в первый раз подвезли, всех перевели в одну смену, всё наладилось. Приехали прямо к подъезду, собрали больных и отвезли из Дружковки в Краматорск. Не могу сказать, на постоянной ли это будет основе, но надеюсь, что до конца чрезвычайной ситуации будет так».

Жена Александра три раза в неделю проходит гемодиализ в областной больнице в Краматорске
Жена Александра три раза в неделю проходит гемодиализ в областной больнице в Краматорске

Так ли благополучно все решилось в других регионах? 23 марта мы отправили запросы во все областные администрации Украины. Ответ пока прислал только Херсон: областной департамент здравоохранения уверяет, что подвоз пациентов уже организован в рамках программы «социальное такси».

«​Значит людям кушать надо, а моему коту не надо?»​

Карантин в Украине продлиться, как планируется сейчас, до 24 апреля. Вместе с продлением специального режима Кабмин снял некоторые ограничения, которые были введены сначала. Например, разрешил торговлю посевным материалом, унормировал перевозки в транспорте там, где они еще разрешены (должны быть заняты не более половины сидячих мест в автобусе или маршрутке), а также – открыл зоомагазины.

Последнему известию, очевидно, порадовалась покровчанка Зоя Александровна – еще два дня назад она, возмущенная и расстроенная, звонила на Радио Донбасс.Реалии:

«Мы тыкаемся и не можем купить корм нашим животным. Закрыли зоомагазины, даже магазинчик, в котором только корм и песок. Значит людям кушать надо, а моему коту не надо? Мне сказали, что можно купить корм в АТБ, я туда пошла, отдала сто гривен, а он не есть этот корм! Это британский кот, он у меня ел только специальный корм. Мне же его жалко. Ну вы же знаете! Для нас, пенсионеров, животные, – как члены семьи. Смотрю на него и плачу. Он голодный, а магазин закрыт, как я его накормлю?» – рассказала женщина.

В Торецке. Февраль 2020 года
В Торецке. Февраль 2020 года

Теперь владельцы домашних животных могут облегчённо выдохнуть. Кстати, разрешить торговлю зоотоварами призывали и зоозащитные организации.

Эти истории, конечно, – с разной «степенью тяжести». Где-то просто про неудобство. Где-то про угрозу жизни и здоровью. Но все они показывают, как важно было продумать точки риска до введения карантина.

ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК РАДИО ДОНБАСС.РЕАЛИИ:

(Радіо Донбас.Реалії працює по обидва боки лінії розмежування. Якщо ви живете в ОРДЛО і хочете поділитися своєю історією – пишіть нам на пошту Donbas_Radio@rferl.org, у фейсбук чи телефонуйте на автовідповідач 0800300403 (безкоштовно). Ваше ім'я не буде розкрите)

XS
SM
MD
LG