Исповедь оператора «Первого канала» России: журналистам шли указания из Москвы, как подавать новости о Донбассе

Иллюстрационное фото. Журналист «Россия 24» возле здания Донецкой ОГА, окруженной полицией. Донецк, марта 2014 года

(Друкуємо мовою оригіналу)

Из московской редакции журналистам «Первого канала» России в Донецк шли указания, как подавать новости, такое признание российскому телеканалу «Дождь» сделал бывший оператор «Первого канала» России Иван Романов. Он привел в пример проукраинский марш в Донецке 28 апреля 2014 года. Очевидцы и участники митинга рассказывают, что тогда на мирных граждан с желто-синими флагами нападали и калечили организованные группы неизвестных с битами и «георгиевскими лентами». Иван Романов рассказал, что им дали указание преподнести в новостях на «Первом канале» России, что все было наоборот, что украинские ультранационалисты «спровоцировали» беспорядки.

«Русская весна» по кремлевскому сценарию стартовала в нескольких столицах юго-восточных регионов Украины 27-28 апреля 2014 года. Но победила только в Луганске и в Донецке. 28 апреля по центральной улице Донецка, улица Артема, на участников марша «За единство Украины» напали сотни человек с битами, арматурой, у них были повязаны «георгиевские ленточки». Тогда около 15 мирных граждан получили тяжелые травмы. Украинский журналист Евгений Шибалов 28 апреля также участвовал в украинском марше, в этот день получил травму головы.

Евгений Шибалов после нападения

То, что я увидел, было страшно. Люди разбирали брусчатку и бросали в тех, кто пришёл на проукраинский митинг. Один из этих кусков брусчатки пришёл в меня
Евгений Шибалов

«Я был на этом митинге с группой коллег из Великобритании, которым помогал в их работе. Когда всё началось, мы были ближе к середине колоны. Я увидел, как люди сзади нас начали разбегаться, началась паника. Меня подвело моё любопытство, я не побежал вместе со всеми, я побежал навстречу, посмотреть, что там. То, что я увидел, было страшно. Люди разбирали брусчатку и бросали в тех, кто пришёл на проукраинский митинг. Один из этих кусков брусчатки пришёл в меня», – говорит Евгений.

Один из участников украинского марша Богдан Чабан, владелец кофейни «Изба-читальня», уходя на марш, попросил сотрудников не закрывать двери, чтобы в случае опасности украинские активисты смогли укрыться в его заведении.

Мы ещё не понимали, что это – война, но мы понимали, что на нас будут нападать. На нас напала толпа людей в масках, с цепями и бейсбольными битами
Богдан Чабан

«Мы ещё не понимали, что это – война, но мы понимали, что на нас будут нападать. Напротив кафе на нас напала толпа людей в масках, с цепями и бейсбольными битами. Сотрудники милиции, сопровождавшие шествие, сомкнулись коробочкой, пытаясь защитить себя, а не людей. Остальная донецкая милиция сложила часть своих щитов, которые забрали нападающие. Агрессивные люди начали избивать всех, кого попало. Кого-то били ногами, кого-то цепями, битами и арматурой. Милиция в этот момент ничего не делала. Взрывались газовые шашки, петарды. Мы шли с абсолютным пониманием, что нас будут убивать», – рассказывает Богдан.

В этот день на центральных российских каналах в выпусках новостей заявили, что на митинг вышли «агрессивные украинские националисты и футбольные ультрас», которые якобы и «избили» мирных граждан и только пророссийские сепаратисты «смогли их усмирить».

Полиция и неизвестные в масках на улицах Донецка, 27 апреля 2014 года

Вот часть эфира канала «Россия 24»: «После серий «провокаций» ультранационалистов так называемый марш мира превратился в настоящую зачистку улиц Донецка. Атаку молодчиков отбили «ополченцы» «Донецкой народной республики».

Бывший оператор «Первого канала» России Иван Романов в эфире оппозиционного российского телеканала «Дождь» рассказал о том, как 28 апреля он снимал шахтеров в Донецкой области и сам не присутствовал на разгоне марша. Но его группе пришел приказ из московской редакции преподнести избиение украинских митингующих следующим образом: будто они «шли штурмовать» Донецкую облгосадминистрацию и «спровоцировали» «ополченцев».

Однако по видео, выложенном в интернете, каждый дончанин подтвердит, что колонна митингующих шла в обратную сторону от обладминистрации. Иван Романов рассказал, как во время создания сюжета заметил, что на видео высотные здания за спиной у толпы стоят не там, где они находились бы при шествии проукраинских активистов к зданию обладминистрации, это могут подтвердить и Google карты, говорит Иван: «Вы придете к выводу, что ни на какую Донецкую облгосадминистрацию эта компания людей (участники проукраинского марша – ред.) в этот день не идет. Позвонили и сказали, что именно вот этот текст нужно вот так зачитать».

Это лишь частный пример общей информационной доктрины России, считают эксперты. В интервью каналу «Дождь» другие бывшие сотрудники центральных российских каналов также рассказывали, как набор тем в новостях спускается сверху, а тексты о событиях на Донбассе пишутся продюсерами в Москве, а не журналистами на местах.

(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)