Доступність посилання

ТОП новини

«Украина не перестала быть Русью, но она не стала Россией» – историк Галушко


Фрагмент титульной страницы книги Лонгина Цегельского «Русь – Украина а Московия – Россия: историко-политическая разведка: с картой Украины», изданной в Константинополе в 1916 году. Лонгин Цегельский (1875–1950) – украинский общественно-политический деятель, дипломат, адвокат, журналист, издатель
Фрагмент титульной страницы книги Лонгина Цегельского «Русь – Украина а Московия – Россия: историко-политическая разведка: с картой Украины», изданной в Константинополе в 1916 году. Лонгин Цегельский (1875–1950) – украинский общественно-политический деятель, дипломат, адвокат, журналист, издатель

(Друкуємо мовою оригіналу)

27 июля в Киеве прошёл крёстный ход Украинской православной церкви (Московского патриархата), а сегодня, 28 июля, проходит молебен за единую поместную церковь под эгидой Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви. Обе акции стали не столько религиозными, как политическими, в ожидании обещанного президентом Украины томоса о создании украинской поместной церкви. Какие мифы существуют о крещении Руси-Украины и как это связано с возможным появлением поместной церкви в Украине? Это в эфире Радио Донбасс.Реалии обсудили религиозный публицист Татьяна Деркач и историк Кирилл Галушко.

– Следили ли вы за этим крёстным ходом? Многие обозреватели говорят, что это политическая акция.

Татьяна Деркач: Я немного посмотрела стрим. У меня были свои впечатления, потому что я видела людей, которые шли стройными рядами. Обычно в крёстном ходе Киевского патриархата больше «броуновского движения», групп людей, которые между собой общаются, обнимаются.

Тут люди шли, пели акафисты, очень однообразно. Может, они боялись какого-то нападения…

Кирилл Галушко: Я смотрел новости и отчёты о том, как это всё происходит. Понятно, что это религиозное действие.

Но последние десять лет празднование крещения Киевской Руси в любом случае является политическим событием, как бы оно ни происходило, где себя позиционируют разные православные конфессии. Своеобразный конкурс пиара, кто соберет больше верующих, у кого крёстный ход будет масштабнее.

Сейчас это всё воспринимается в контексте тех новостей, ожиданий, которые касаются томоса. Все ждут и смотрят, как будет артикулироваться нынешняя позиция ведущих православных конфессий.

Президент Украины Петр Порошенко во время встречи с делегацией Вселенского патриархата, которая прибыла в Украину для участия в праздничных мероприятиях по случаю празднования 1030-летия Крещения Украины-Руси. Киев, 27 июля 2018 года
Президент Украины Петр Порошенко во время встречи с делегацией Вселенского патриархата, которая прибыла в Украину для участия в праздничных мероприятиях по случаю празднования 1030-летия Крещения Украины-Руси. Киев, 27 июля 2018 года

– Директор департамента по вопросам религии Министерства культуры Украины Андрей Юраш в программе «Ваша Свобода» сказал, что есть некое игнорирование Московского патриархата со стороны Константинополя. Значит ли это, что чаша весов перевесилась на сторону поместной церкви? Что есть принципиальное решение и Константинополь идёт на политический конфликт с Москвой?

Татьяна Деркач: Конечно, это жест, я с этим согласна. Патриаршее послание будет зачитано сегодня, и на Владимирской горке делегация Константинополя будет вместе с президентом Украины, а не с митрополитом Онуфрием.

Действительно, у них сейчас сложные отношения. Церковная сфера вся состоит из таких жестов.

Татьяна Деркач, религиозная публицистка
Татьяна Деркач, религиозная публицистка

– Кирилл, как быть с Русской православной церковью? Появится томос, появится поместная церковь. А РПЦ ведет свой отсчёт от события крещения Руси, они это называют началом Русской православной церкви. Получается, Украинская православная церковь тоже будет брать начало с этого события? Как две нации будут делить эту историю?

Две нации будут очень долго делить свою церковную историю, как и политическую, этническую, социальную
Кирилл Галушко

Кирилл Галушко: Две нации будут очень долго делить свою церковную историю. Точно так же, как они будут долго делить свою обычную историю, политическую, этническую, социальную.

Идеология современной России априори основана на том, что Россия начинается в Киеве, с Кия, Щека и Хорива. Грубо говоря, желания удревнить свою историю с 12-го века, желание удревнить, когда было появление самостоятельных княжеств на территории современной России, и дотянуть до 9-го века, претендовать на киевское наследие – это очень древняя традиция.

Это не изобретение Путина, это происходит как минимум с 15-го века, когда великое княжество Московское отделилось от Золотой орды
Кирилл Галушко

Это не изобретение Путина, это происходит как минимум с 15-го века, когда великое княжество Московское отделилось от Золотой орды и стало претендовать одновременно вернуть киевскую отчину и стать «Третьим Римом», уже в 16-м веке, то есть претендуя на наследие Византии.

Если говорить непосредственно о крещении людей, которые жили на территории России, то тут ситуация не такая красивая. Они рассказывают о том, что Владимир принял купель крещения в Херсонесе, с этого момента Крым начинает считаться «исконно русской землёй» – естественно, российской. Потом купель крещения самой России – это якобы Киев.

Когда киевляне были крещены в Днепре или в Почайне, это не вызвало никаких конфликтов. Но если говорить о крещении Новгорода, например, при Владимире, это было кровью и железом. Новгородцы не хотели принимать христианство.

Памятный знак в Киеве. Место крещения Украины-Руси. Панно из керамики, изображающее крест на водах Днепра (символ крещения) и надпись: «Здесь в 988 году на слиянии Днепра и Почайны крестилась Русь»
Памятный знак в Киеве. Место крещения Украины-Руси. Панно из керамики, изображающее крест на водах Днепра (символ крещения) и надпись: «Здесь в 988 году на слиянии Днепра и Почайны крестилась Русь»

К территории центральной России христианская вера доходила минимум 200 лет
Кирилл Галушко

А к территории центральной России, где Москва, христианская вера доходила минимум 200 лет. В 1024 году Ярослав Мудрый подавил восстание волхвов – языческих жрецов – на территории Ростово-Суздальской земли. Ситуация повторилась в 1070 году, когда язычники восстали против христианской веры. Даже после монгольского нашествия в 14–15 веках на монетах мелких российских княжеств чеканилась языческая символика.

Татьяна Деркач: Я не понимаю, почему Русская церковь вцепилась в «днепровскую купель», ведь она не была там крещена. Всему, что произошло в условном 988 году, предшествовала целая череда событий.

Кирилл Галушко: Это было итогом более чем столетия войн, диалогов, договоров, взаимопроникновения идеологии. Это был не случайный, а естественный шаг Владимира, к которому его подготовили поколения других киевских князей.

– Будут какие-то отличия обряда от Московского патриархата, если появится украинская поместная церковь?

Кирилл Галушко: Есть определённый канон православной церкви. Разницы в обрядности между Российской православной церковью, Киевским патриархатом и Украинской автокефальной православной церковью нет, потому что у них общий православный канон. Но одни церкви являются признанными Вселенскими патриархами, а другие – нет. Верующим ничего не грозит.

Кирилл Галушко, историк
Кирилл Галушко, историк

– Какие мифы существуют о крещении Руси, которые активно функционируют в Русской православной церкви?

Кирилл Галушко: Весь ранний период истории Руси до времен Ярослава Мудрого очень расплывчатый. Мы не знаем, где и когда точно крестился Владимир. История мало чем поможет, кроме общих интерпретаций того, что история Украины происходила на территории современной Украины. И крестилась Русь-Украина в таком двойном сочетании.

– А насколько уместно говорить Русь-Украина, крещение Руси-Украины? Ведь тогда не существовало Украины.

Кирилл Галушко: Киевской Руси тоже не существовало, это условный термин. «Руськая» земля, как написано в летописи, это Центральная Надднепрянщина. Тут играет идеология.

Книга Лонгина Цегельского «Русь – Украина а Московия – Россия: историко-политическая разведка: с картой Украины», изданной в Константинополе в 1916 году. Лонгин Цегельский (1875–1950) – украинский общественно-политический деятель, дипломат, адвокат, журналист, издатель
Книга Лонгина Цегельского «Русь – Украина а Московия – Россия: историко-политическая разведка: с картой Украины», изданной в Константинополе в 1916 году. Лонгин Цегельский (1875–1950) – украинский общественно-политический деятель, дипломат, адвокат, журналист, издатель

– Если без исторических инсинуаций, когда началась история Русской православной церкви?

Мы не перестали быть русинами, и Украина не перестала быть Русью, но она не стала Россией
Кирилл Галушко

Кирилл Галушко: Есть Российская православная церковь, а есть Руськая православная церковь, которая в Киеве. Руськая православная церковь, которая имеет отношение к нашему самоназванию с 17-го века – русины, – может себя начинать от Владимира, потому что Киев как был, так и остаётся матерью городов руських. Нам в попытке самоидентификации и чтобы выбраться из-под власти Российской империи, пришлось сделать «ребрендинг» и стать украинцами, но мы после этого не перестали быть русинами, и Украина не перестала быть Русью, но она не стала Россией. У нас всё время путаются эти похожие слова, похожие понятия.

ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК РАДИО ДОНБАСС.РЕАЛИИ:

(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)

НА ЦЮ Ж ТЕМУ:

Вселенський патріарх: кінцева ціль – дарувати українській церкві автокефалію

1030-річчя Хрещення Русі-України: чому ще немає томосу?

Московський патріархат та угруповання «ЛНР» і «ДНР» виступають проти томосу для України (огляд преси)

Томос для України і спротив Москви. Питання автокефалії вийшло на прямий шлях

УПЦ (МП) втратить право називатися українською після томосу Константинополя – Філарет

Вселенський патріарх Варфоломій I під час вшанування пам’яті жертв Голодомору-геноциду в Україні 1932–33 років. Київ, 26 липня 2008 року
Вселенський патріарх Варфоломій I під час вшанування пам’яті жертв Голодомору-геноциду в Україні 1932–33 років. Київ, 26 липня 2008 року
  • Зображення 16x9

    Денис Тимошенко

    Народився і виріс в Донецьку. Закінчив філологічний факультет Донецького національного університету імені Василя Стуса, магістр журналістики. У медіа – із 2008 року, співпрацював із газетами Донеччини. Після переїзду до Києва співпрацював із низкою всеукраїнських телеканалів як сценарист та журналіст. На Радіо Свобода – із січня 2016 року. Цікавлюся культурою, історією, документальним кіно.

XS
SM
MD
LG