Крематорий для животных – на месте расстрела людей? Почему в Константиновке опасаются нового завода

Жители Константиновки протестуют против строительства завода по переработке биологических отходов

(Друкуємо мовою оригіналу)

«Если подтвердится факт, что там были казнены люди, никакого завода там не будет». Это заверение областной экологической власти Донетчины адресовано тем, кто борется сейчас со строительством очень специфического предприятия: завода по переработке биоотходов.

Есть на окраине Константиновки место, которое называют «треугольник смерти». Неподалеку друг от друга там расположены городская свалка, пруд-отстойник водоканала и старый завод по утилизации биологических отходов. Люди, живущие по соседству, много лет жалуются на смрад и плохое самочувствие. Одно время в пруд сливали отходы, из-за жары началась реакция, и экологическая проблема обострилась. Теперь чиновники заявили: проблему с прудом решили, а неподалеку от старого завода построят новый. Но стройка вызвала протесты. Почему?

В начале февраля жители Константиновки организовали протест под зданием Донецкой областной администрации. Люди требовали прекратить строительство завода по утилизации биологических отходов.

Константин Падалка, участник инициативной группы, говорит: «Класс отходов, которые здесь будут утилизироваться, – 1-й класс, самый опасный. Речь идет не о банальном пищепроме, мясной промышленности. Речь идет об утилизации туш животных после эпидемий, вирусов. В том числе биоостатки после операций».

Константин Падалка, участник инициативной группы

Описание технологии очень непрозрачное. Какие будут фильтры, как это все будет происходить, какие объемы, куда, что. Нет описания технологии до конца
Денис Миронов


У журналистов общественной организации «Ініціативний рух «Громадський патруль» тоже немало вопросов к этому строительству. Денис Миронов, руководитель организации, говорит, что до конца не понятны риски для окружающей среды: «Как мыть трупы этих животных? Куда девается вода после омывания этих трупов? Там чуть ли она не в городскую канализацию сливается. Описание технологии очень непрозрачное. Какие будут фильтры, как это все будет происходить, какие объемы, куда, что. Нет описания технологии до конца. Такое ощущение, что они ее сами не видят полностью».

Также у «Громадського патруля» есть вопросы к подрядчику, который будет строить завод: «Кто является подрядчиком? Мы показывали связи и предыдущие проекты этой организации. Мягко говоря, все тоже очень непрозрачно».

По мнению Александра Меланченко, жителя Константиновки, проблема завода – даже не в экологии, а просто в испуге населения. Люди не понимают, зачем нужен такой мощный завод, зачем его строить с нуля, если рядом есть старый такой же завод. Со всеми подведенными коммуникациями.

Однако главная ошибка, о которой говорят все протестующие, – место для стройки. Это Сергеевская балка, которую в народе называют «еврейской». Нацисты, продолжает Меланченко, здесь расстреляли тысячи людей, более трех тысяч – это евреи.

Александр Меланченко, житель Константиновки

Чтобы кто-то в Москве пользовался вот этой ошибкой. И кричали, что на костях евреев строят крематорий
Александр Меланченко


Александр Меланченко считает, что строить завод по сжиганию животных на месте расстрелов людей – это сыграть на руку стране-агрессору России в информационной войне: «Чтобы кто-то в Москве пользовался вот этой ошибкой. И кричали, что на костях евреев строят крематорий, крематорий для животных… Мы там бываем, мы просто знаем, что в этом месте были расстрелы, около 10 тысяч человек. И когда нам говорят: а вы знаете, найдите сначала косточки, а это может быть не здесь. Дорогие друзья! Вот этот завод можно поставить с другой стороны от старого завода, и не будет проблем».

Новый завод не повлияет на экосистему – Натрус

Сергей Натрус, директор департамента экологии и природных ресурсов Донецкой ОГА, рассказал нам, что сейчас в области работают над созданием системы по уничтожению или экологически безопасному захоронению различных видов отходов.

Сергей Натрус, директор департамента экологии и природных ресурсов Донецкой ОГА

По официальным данным, в Донецкой области скопилось около 6,5 тысяч тонн биологических отходов. Если их не утилизировать, говорит Натрус, они попадают на свалки, в лесопосадки и загрязняют окружающую среду. На реконструкцию старого завода, по информации чиновника, надо 245 миллионов гривен. Поэтому решили построить новый неподалеку. Коллектив старого завода планируют пригласить работать на новый.

Чиновник нам сообщил, что новый завод не повлияет на экосистему.

Технология, уверяет Сергей Натрус, исключает какие-либо лужи крови по дороге. Животных после эпидемий на заводе утилизировать не будут, ведь для этого, говорит Натрус, есть отдельный порядок и отдельная технология.

По его словам, на территории завода будут работать очистные сооружения, вода не будет попадать ни в грунт, ни в канализацию:

Печь имеет три ступени: сжигание, нейтрализация запахов и продуктов горения, получение тепла
Сергей Натрус

«Контейнеры расставлены на местах сбора биологических отходов. Затем специализированным автомобилем грузится, привозится на этот завод. Завод имеет холодильную камеру, в которой будут находиться отходы до момента автоматического забора и подачи в печь. Печь имеет три ступени: сжигание, нейтрализация запахов и продуктов горения, получение тепла, которое громада имеет возможность использовать для теплиц и всех видов хозяйствования».

По директивам ЕС, на заводе будет работать станция мониторинга. Любой желающий сможет увидеть, как говорит Натрус, «что вылетает из трубы этого предприятия».

«Никакой документ не подтверждает наличие братской могилы»

Если, не дай Бог, там подтвердится факт того, что там были казнены люди, поверьте: никакого завода там стоять не будет
Сергей Натрус

То, что завод строят «на костях», Сергей Натрус называет мифом и нонсенсом: «У нас есть документы из Министерства культуры и молодежи Украины, где четко сказано, что на месте вот такой братской могилы нет. Больше того, учитывая, что есть резонанс такой и действительно люди озабочены этим вопросом, у нас есть привлечение научных сотрудников с опытом проведения археологических работ, которые будут находиться на месте этого завода, чтобы ничего подобного там не получилось. Если, не дай Бог, там подтвердится факт того, что там были казнены люди, поверьте: никакого завода там стоять не будет. Но на данный момент никакой документ не подтверждает наличие братской могилы на той территории, где строится этот завод».

Памятник жертвам фашизма в Константиновке

Протесты вокруг строительства Сергей Натрус называет «политическим заказом», ведь стройка могла задеть чьи-то интересы в регионе: «Нас прокуратура проверяла. Мы четко идем по букве закона. Мы не отошли в сторону ни на шаг. Проводим общественные слушания, никто не приходит. А потом, уже вначале строительства завода, когда уже деньги налогоплательщиков направлены на предоплаты, закупку оборудования, появляется группа людей, которые почему-то считают, что теперь его строить не надо».

«На таких местах строить нельзя» – главный раввин Донбасса

На этом месте лежат кости погибших: фашисты убили их тогда. На таких местах строить нельзя
Пинхас Вышедски

Главный раввин Донбасса Пинхас Вышедски в комментарии Радио Донбасс.Реалии сказал, что в этом году, когда весь мир отмечает 75-летие освобождения Освенцима, очень прискорбно, что на Донбассе люди собираются строить завод на месте, где фашисты расстреляли тысячи людей: «Эта земля имеет значение не только для еврейского народа, но и для каждого нормального человека. Каждый человек имеет сердце и душу, чувства и совесть. Там, в этом месте, погибли 5 тысяч человек. Из них 3 тысячи евреев. И еще 2 тысячи неевреев. Поэтому это место является страшным и святым. На этом месте лежат кости погибших: фашисты убили их тогда. На таких местах строить нельзя».

Пинхас Вышедски, главный раввин Донбасса

Пинхас Вышедски говорит, что прекрасно понимает необходимость строительства и не против работы завода. Но предприятие это надо, по его мнению, перенести подальше от места трагедии, хотя бы на 500-600 метров. Ведь сейчас, по его информации, расстояние от памятника на месте трагедии до границ завода – несколько десятков метров.

Заверениям чиновников, что строительство могут остановить, если найдут доказательства массовых расстрелов, раввин не верит. Говорит, если они начнут строить, то уже не остановятся.

А Сергей Натрус сообщил, что на строительство завода «под ключ» потратят 57 миллионов из областного бюджета. Часть оборудования произведут в Харькове. К подрядчику у властей нет вопросов, все произошло через систему ProZorro. А сейчас идут подготовительные работы. Планируют, что завод заработает или в конце лета, или в начале осени этого года.

ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК РАДИО ДОНБАСС.РЕАЛИИ:

(Радіо Донбас.Реалії працює по обидва боки лінії розмежування. Якщо ви живете в ОРДЛО і хочете поділитися своєю історією – пишіть нам на пошту Donbas_Radio@rferl.org, у фейсбук чи телефонуйте на автовідповідач 0800300403 (безкоштовно). Ваше ім'я не буде розкрите).