Доступність посилання

ТОП новини

Музей декоративно-прикладного искусства 1960-х нужно создавать в Мариуполе – искусствовед


Мозаика «Дерево жизни»
Мозаика «Дерево жизни»

(Друкуємо мовою оригіналу)

С 30 января на Донбассе стартовал проект «Жёлтая линия», вобравший в себя исследования архитектурного и монументально-декоративного наследие XIX-XX веков на территории Донецкой и Луганской областей. Желтая линия здесь символизирует предупреждение о возможных невосполнимых потерях в монументальном искусстве. А основная задача проекта сделать их достоянием общественности и сохранить. Радио Донбасс Реалии уже рассказывали о «Жёлтой линии» в Северодонецке. В Мариуполе внимание искусствоведов, архитекторов и художников привлекли уникальные работы 1960-х.

Две уникальных мозаики 1960-х годов – «Дерево жизни» и «Пустельга», больше известная в официальных источниках как «Птица – мечта» были украшением ресторана «Украина» в Мариуполе и вероятно мало кого удивляли в то время. Тогда мозаичные панно можно было видеть повсюду: на фасадах домов, школ, административных зданий, внутри Дворцов культуры, вокзалов и даже на остановочных павильонах, разбросанных вдоль дорог по всей стране. В Мариуполе таких панно – 12, и большинство из них сохранились до сих пор. Именно поэтому участница проекта «Жёлтая линия», искусствовед Евгения Моляр считает, что Мариуполь должен стать центром стилизованного музея под открытым небом.

Евгения Моляр
Евгения Моляр

В Мариуполе сосредоточены наиболее выдающиеся и значимые произведения монументально-декоративного искусства советского периода
Евгения Моляр

«Мы обратили внимание на эту локацию и эти две работы, которые считаем определяющими для города. Потому что именно в Мариуполе сосредоточены наиболее выдающиеся и значимые произведения монументально-декоративного искусства советского периода. И когда мы мечтаем о создании музея монументально-декоративного искусства в Украине, то его следует создавать в Мариуполе. То, как формировалось это искусство в советское время, эти работы являются основополагающими», – говорит искусствовед.

Монументальное искусство советского времени до сих пор не оценено по достоинству, говорит Евгения, а вопросы его сохранения ушли в политическую плоскость.

Одно из мозаичных панно «Покорители космоса» в настоящий момент разрушено на 60%
Одно из мозаичных панно «Покорители космоса» в настоящий момент разрушено на 60%

Монументально-декоративное искусство в Украине советского периода сегодня находится под постоянным риском предметного уничтожения
Евгения Моляр

«Монументально-декоративное искусство в Украине советского периода, которое было вне внимания искусствоведов и зрителей, сегодня, после принятия декоммунизационного законодательства, находится под постоянным риском предметного уничтожения. Однако это искусство – очень важный пласт украинской культуры и мирового искусства. Искусство советского модернизма сегодня очень популярно в мире. Но в Украине его не совсем оценили, не поняли его важность», – сказала Евгения Моляр.

Директор арт-платформы «ТЮ!» Диана Берг говорит, что в Мариуполе много не только культурных объектов, но и талантливых авторов, чьи произведения достойны внимания.

Диана Берг
Диана Берг

В Мариуполе работали и творили много гениев, которые вошли в мировую классику. Это – не только Архип Куинджи, о котором знают все
Диана Берг

«В Мариуполе работали и творили много гениев, которые вошли в мировую классику. Это – не только Архип Куинджи, который на поверхности и о котором знают все. Та же Алла Горская и Виктор Зарецкий – это же шестидесятники, чьи работы должны сохраняться и быть на виду. Именно в Мариуполе они сохранились. И еще их можно спасти. Безусловно, нужна помощь управления культуры горсовета, так и на областном уровне для того, чтобы, как минимум, их просто сохранить и открыть доступ для зрителей», – говорит Диана Берг.

Саша Долгий
Саша Долгий

Наследие художественное, культурное проникает сквозь времена, и мы накапливаем его, как люди накапливают историю о себе
Саша Долгий

Художник Саша Долгий считает, что в истории страны важны все периоды. Культурное наследие советского периода – неотъемлемая часть этой истории, говорит Долгий.

«Есть некое наследие художественное, культурное, которое проникает сквозь времена, и мы накапливаем его, как люди накапливают историю о себе. В последние годы мы сталкиваемся с таким фактом, как отрицание какого-то времени, в котором накапливалось это культурное наследие. Эти мозаики – часть культурного наследия, которое мы не можем отрицать», – говорит художник.

Мозаичное панно «Птица-мечта», 1967 год
Мозаичное панно «Птица-мечта», 1967 год

Архитектурные сооружения и произведения монументального искусства советского периода уже давно стали визитными карточками городов. Но некоторые из них находятся под угрозой исчезновения, и не только по идеологическим, но и по бытовым причинам. «Жёлтая линия» призвана обратить внимание общественности на важные объекты монументально-декоративного искусства, тем самым продвигая идею их сохранения. Мозаичное панно «Птица – мечта», созданное в 1967 году, внесено в список культурного наследия ЮНЕСКО, но в Мариуполе эти мозаики до сих пор не признаны памятниками культуры.

ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК РАДИО ДОНБАСС.РЕАЛИИ:

(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)

XS
SM
MD
LG