Доступність посилання

ТОП новини

Они не могли добраться домой: кто и почему застрял прямо на линии фронта во время пандемии


(Друкуємо мовою оригіналу)

Больше суток ожидания в серой зоне, ночевка в палатке под охраной автоматчика, переговоры с командующим – только после этого переселенца пропустили в ставший родным Харьков. Пока он гостил в Горловке, работу КПВВ ограничили, и теперь пропускают только тех, у кого прописка совпадает с направлением движения – с донецкой пропиской на свободную территорию проехать очень сложно. Пострадавшие утверждают, что справки переселенца пограничникам не хватало – требовали регистрацию в паспорте. Только спустя два дня после запрета через линию разграничения удалось перевести студентов из Донецка и Луганска, учащихся в Киеве, Харькове и Северодонецке .

Только после полутора дней ожидания житель Харькова, переселенец Сергей Коровяков смог пересечь линию разграничения между подконтрольным и неподконтрольным Донбассом. Пока он находился в Горловке, командующий ООС закрыл пропускные пункты из-за угрозы коронавируса. Теперь свободно проехать на подконтрольную территорию может только тот, кто там и зарегистрирован. Справка переселенца не работает, говорит Сергей, нужна именно прописка в паспорте. 16 марта он приехал на КПВВ самым первым, специально занимал очередь с самого утра. Но все было тщетно: наличие квартиры в Харькове не убедило пограничников.

«Мне пришлось гнать машину из Харькова, просить жену и сына. На машине они ехали в Краматорск, везли документы на квартиру и справку из больницы, что я находился на лечении с сердечным приступом. Мне повторно отказали», – рассказывает он Радио Донбасс.Реалии.

«Я спал, и надо мной стоял охранник»

Ночевать с понедельника на вторник Сергею пришлось на КПВВ – до 11 вечера он просидел в машине в серой зоне. После закрытия пункта пропуска переселенца как бы «арестовали» и пустили поспать в палатку на КПВВ «Майорск».

«Изъяли документы, все изъяли. Машина осталась стоять в зоне поражения, под обстрелом, а меня забрали в палатку МЧС. Я спал, и надо мной стоял охранник с автоматом», – вспоминает Коровяков.

17 марта его снова отказались пускать – несмотря на ходатайство жены, которая ходила на прием к командованию ООС. Только после вмешательства правозащитников, вечером, Коровякову удалось пересечь КПВВ. В Горловке он был на похоронах родственницы. Кстати, правило работает и наоборот: вас пропустят в Донецк или Луганск, только если вы там зарегистрированы.

Похожая история случилась и со Светланой Жуковской из Перевальска. Переселенка, жительница Сум с 2014 года, поехала навестить друга в Алчевск и застряла на неподконтрольной территории. 16 марта пограничники в Станице Луганской не пропустили ее обратно, домой.

«Не пропустили меня, потому что я зарегистрирована по паспорту в городе Перевальске в Луганской области. Я поехала к человеку, он живет в городе Алчевск, просто ездила его навестить», – рассказывает Жуковская. Она, как и Сергей, показывала свою справку переселенца с регистрацией в Сумах, но это не помогло. Сейчас женщина все так же остается на неподконтрольной территории.

Студенты на блокпостах

Большие проблемы возникли у студентов, которые приехали учиться из неподконтрольных районов Донбасса. После объявления в Украине карантина, молодежь решила поехать домой, но их не хотели пускать домой – ведь прописаны студенты в общежитиях Харькова, Киева, Северодонецка и других городов, а не родных Донецка и Луганска. Их удалось пропустить после личного вмешательства командующего ООС, рассказывает координатор гуманитарной миссии «Пролиска» Евгений Каплин. Эта организация и вела переговоры как по поводу студентов, так и по поводу других застрявших на КПВВ. Иногда эти переговоры приносят плоды, иногда – нет.

«Около 20 человек у нас было на Станице Луганской, они были пропущены 17 марта. 16 марта на Новотроицком КПВВ было 5 студентов, и их командующий индивидуальным порядком пропустил. Больше всего проблем было в Майорске – некоторым мы даже оплачивали проживание в Бахмуте, пока они не могли уехать. Двоих студентов там пропустили 17 марта, а последнего – 18 марта», – говорит Каплин. Всего к ним обратилось около полусотни студентов.

Люди должны определиться, где они хотят находиться в карантине – там или тут

Действие приказа, которым фактически запрещается свободное перемещение между подконтрольным и неподконтрольным Донбассом, продлится до 3 апреля. Спикер государственной пограничной службы Украины Андрей Демченко сообщил Радио Донбасс.Реалии, что регистрации в справке переселенца должно хватать – не обязательно смотреть исключительно в паспорт.

«Людям также поясняют, что если у них есть справка внутренне перемещенного лица, то они могут один раз пересечь линию разграничения и определиться, где они хотят находиться до конца действия ограничения – на подконтрольной украинской власти территории или на оккупированной», – заявил Демченко.

В каждом случае нужно разбираться отдельно и в некоторых случаях пограничники готовы сделать исключения. Решение принимает руководство ООС совместно с пограничниками. 16 марта, по данным пограничной службы, через КПВВ прошло почти 9300 человек, а 17 марта – почти 5 тысяч. Большая часть ехала на оккупированные территории, подчеркнул Демченко.

15 марта в штабе Операции объединенных сил сообщили об ограничении работы всех КПВВ на Донбассе с 16 марта до 3 апреля. В Донецкой области работают четыре автомобильных пункта пропуска «Майорское», «Марьинка», «Новотроицкое» и «Гнутово», а в Луганской – один пешеходный в Станице Луганской.

ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК РАДИО ДОНБАСС.РЕАЛИИ:

(Радіо Донбас.Реалії працює по обидва боки лінії розмежування. Якщо ви живете в ОРДЛО і хочете поділитися своєю історією – пишіть нам на пошту Donbas_Radio@rferl.org, у фейсбук чи телефонуйте на автовідповідач 0800300403 (безкоштовно). Ваше ім'я не буде розкрите)

  • Зображення 16x9

    Михайло Штекель

    Журналіст. Працюю в медіа-сфері з перервами із 2003 року. В 2013 році спробував переїхати з рідної Одеси до Києва, писав про Революцію гідності, анексію Криму і знімав війну на Донбасі. У 2017-му повернувся до Одеси – міста непростого, але вкрай цікавого. Навчався на філософському факультеті, тому маю слабкість до довгих текстів. На Радіо Свобода працюю з 2014 року. Пишу, фотографую, знімаю, спілкуюсь із людьми.

  • Зображення 16x9

    Донбас.Реалії

    Донбас.Реалії – проєкт для Донбасу та про Донбас по обидва боки лінії розмежування. З 2015 року ми створюємо та добуваємо унікальний контент – ексклюзиви з окупованих міст і лінії фронту, відео й фото, мультимедійні репортажі, розслідування, радіо та телепрограми.

    У соцмережах:

XS
SM
MD
LG